О банковских операциях узнают все налоговики
Право для ФНС получать от банков информацию, касающуюся вкладов, депозитов и платежей частных лиц, а также контрагентов проверяемых компаний добивается Минфин.
Из поправок, подготовленных Минфином, в 76-ю, 86-ю и другие статьи Налогового кодекса полномочия налоговиков будут серьезно расширены. В соответствии со статьей 86-1 налоговая инспекция может запрашивать у банка информацию, которая покажет состояние счетов, движение средств компании или индивидуального предпринимателя, у которых в данный момент проходит налоговая проверка. Также поправки позволят получить банковскую информацию о счетах и депозитах физических лиц. Согласно ст. 93.1 в соответствии с новой редакцией налоговые органы смогут получить информацию из банков о контрагентах проверяемых компаний или предпринимателей.
Сейчас банки вправе отказывать в разглашении тайны, когда в отношении компании не открыта проверка, а инспекция просит предоставить сведения. Как отмечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, эту позиция также поддерживает Высший арбитражный суд. Например, в октябре прошлого года правота самарского Газбанка была признана президиумом суда. Газбанк отказался предоставить налоговым органам документы на контрагента компании, которую проверяли.
В законопроект Раисы Карамзиной и Павла Медведева (бывшего депутата, а теперь советника председателя Центробанка), принятый в первом чтении, Минфин предлагает эти поправки внести ко второму чтению. Министерство просит другие ведомства в сопроводительном письме в срочном порядке согласовать проект. Как объясняет чиновник Минфина, поправки нужны, чтобы Россия в ближайшее время вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти поправки должны в 2013 году вступить в силу. В этом же году первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов, пишут «Ведомости», планирует завершить вступление в ОЭСР.
Светлана Тарнопольская, адвокат «Юков, Хренов и партнеры», подтверждает, что право налоговых органов получить информацию по счетам физических лиц согласуется с общими требованиями, которые выдвигает ОЭСР. Но Д. Костальгин замечает, что это право не согласуется с требованиями закона, регламентирующего деятельность банков в отношении банковской тайны. Чиновникам согласно статьи закона 26 предоставляются сведения только по гражданам, которые ведут предпринимательскую деятельность. Пока обсуждаются поправки, нужно обсудить и вопрос, касающийся изменения этой статьи, утверждает Д. Костальгин.
При расследовании уголовного дела допускаются исключения из тайны о частных вкладах. Также подобное возможно в соответствии с законом о противодействии легализации доходов, которые получены преступным путем. Партнер юридической фирмы «Налоговик» Сергей Варламов говори, что Росфинмониторинг во втором случае получает автоматически сведения о проводках свыше 600000 рублей. При этом не происходит разбивка по конкретным лицам. С. Варламов замечает, что для осуществления контроля уплаты налогов частными лицами налоговикам не слишком нужна информация из банков, потому что всю информацию о значительных сделках как продажа машины или квартиры они получают из регистрирующих органов. Эти сведения не будут лишними, т.к. благодаря им можно сверить кредит, выданный банком на сделку, с задекларированной ценой операции с квартирой.
Возникнет проблема «фишинговых» запросов, опасается Д. Костальгин, по которым налоговики будут собирать сведения о средствах состоятельных людей, если налоговые органы получат простой механизм запроса информации о финансовом состоянии частных лиц. С этим согласен и С. Варламов. Он напоминает о случаях, когда нелегальные базы государственных органов были в открытой продаже. Такие полномочия нужны налоговым органам, чтобы не проверять всех массово, только конкретных людей. Это мнение заместителя председателя правления «Хоум кредит энд финанс банк» Владимира Гасяка. Если поправки в статью 26 о банковской тайне не будут снесены, то ссылаясь на нее, банки будут отказывать в выдаче информации. В. Гасяк считает, что Минфин не будет затрагивать статью о банковской тайне потому, что это некий символ, а также оплот защиты информации. К сожалению, банковская тайна постепенно разрушается. Поэтому, по мнению П. Медведева, придется согласиться с подобными полномочиями налоговых органов. В настоящее время по всему миру идет наступление на банковскую тайну. Так в США уже принят закон FATCA, который обязывает банки по всему миру делать отчеты перед службой внутренних доходов Соединенных Штатов о счетах, имеющихся у американских резидентов.
В связи с тем, что налоговой политикой занимается Минфин, представитель ФНС не стал комментировать. В то же время на запрос «Ведомостей» ЦБ не ответил.
Из поправок, подготовленных Минфином, в 76-ю, 86-ю и другие статьи Налогового кодекса полномочия налоговиков будут серьезно расширены. В соответствии со статьей 86-1 налоговая инспекция может запрашивать у банка информацию, которая покажет состояние счетов, движение средств компании или индивидуального предпринимателя, у которых в данный момент проходит налоговая проверка. Также поправки позволят получить банковскую информацию о счетах и депозитах физических лиц. Согласно ст. 93.1 в соответствии с новой редакцией налоговые органы смогут получить информацию из банков о контрагентах проверяемых компаний или предпринимателей.
Сейчас банки вправе отказывать в разглашении тайны, когда в отношении компании не открыта проверка, а инспекция просит предоставить сведения. Как отмечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, эту позиция также поддерживает Высший арбитражный суд. Например, в октябре прошлого года правота самарского Газбанка была признана президиумом суда. Газбанк отказался предоставить налоговым органам документы на контрагента компании, которую проверяли.
В законопроект Раисы Карамзиной и Павла Медведева (бывшего депутата, а теперь советника председателя Центробанка), принятый в первом чтении, Минфин предлагает эти поправки внести ко второму чтению. Министерство просит другие ведомства в сопроводительном письме в срочном порядке согласовать проект. Как объясняет чиновник Минфина, поправки нужны, чтобы Россия в ближайшее время вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти поправки должны в 2013 году вступить в силу. В этом же году первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов, пишут «Ведомости», планирует завершить вступление в ОЭСР.
Светлана Тарнопольская, адвокат «Юков, Хренов и партнеры», подтверждает, что право налоговых органов получить информацию по счетам физических лиц согласуется с общими требованиями, которые выдвигает ОЭСР. Но Д. Костальгин замечает, что это право не согласуется с требованиями закона, регламентирующего деятельность банков в отношении банковской тайны. Чиновникам согласно статьи закона 26 предоставляются сведения только по гражданам, которые ведут предпринимательскую деятельность. Пока обсуждаются поправки, нужно обсудить и вопрос, касающийся изменения этой статьи, утверждает Д. Костальгин.
При расследовании уголовного дела допускаются исключения из тайны о частных вкладах. Также подобное возможно в соответствии с законом о противодействии легализации доходов, которые получены преступным путем. Партнер юридической фирмы «Налоговик» Сергей Варламов говори, что Росфинмониторинг во втором случае получает автоматически сведения о проводках свыше 600000 рублей. При этом не происходит разбивка по конкретным лицам. С. Варламов замечает, что для осуществления контроля уплаты налогов частными лицами налоговикам не слишком нужна информация из банков, потому что всю информацию о значительных сделках как продажа машины или квартиры они получают из регистрирующих органов. Эти сведения не будут лишними, т.к. благодаря им можно сверить кредит, выданный банком на сделку, с задекларированной ценой операции с квартирой.
Возникнет проблема «фишинговых» запросов, опасается Д. Костальгин, по которым налоговики будут собирать сведения о средствах состоятельных людей, если налоговые органы получат простой механизм запроса информации о финансовом состоянии частных лиц. С этим согласен и С. Варламов. Он напоминает о случаях, когда нелегальные базы государственных органов были в открытой продаже. Такие полномочия нужны налоговым органам, чтобы не проверять всех массово, только конкретных людей. Это мнение заместителя председателя правления «Хоум кредит энд финанс банк» Владимира Гасяка. Если поправки в статью 26 о банковской тайне не будут снесены, то ссылаясь на нее, банки будут отказывать в выдаче информации. В. Гасяк считает, что Минфин не будет затрагивать статью о банковской тайне потому, что это некий символ, а также оплот защиты информации. К сожалению, банковская тайна постепенно разрушается. Поэтому, по мнению П. Медведева, придется согласиться с подобными полномочиями налоговых органов. В настоящее время по всему миру идет наступление на банковскую тайну. Так в США уже принят закон FATCA, который обязывает банки по всему миру делать отчеты перед службой внутренних доходов Соединенных Штатов о счетах, имеющихся у американских резидентов.
В связи с тем, что налоговой политикой занимается Минфин, представитель ФНС не стал комментировать. В то же время на запрос «Ведомостей» ЦБ не ответил.
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.