На Марсе обнаружены признаки вулканической активности

На Марсе обнаружены признаки вулканической активностиРИА Новости, ссылаясь на информацию, размещённую в журнале Science, сообщает, что американскими астрогеологами на экваторе Марса, в долине Атабаска, обнаружены предположительно признаки вулканической активности, которые представляют собой разломы и холмы в форме раковины улитки. Они появились совсем недавно.

На данный момент многие исследователи полагают, что Марс является своего рода «недоразвитым эмбрионом» планеты, который по непонятным причинам не смог стать настоящей планетой. Когда Марс только начал существовать, он почти ничем не отличался от нашей родной Земли, то есть он обладал атмосферой, гидросферой, там шла настоящая геологическая активность. Но спустя примерно миллиард лет после начала своего существования, Марс лишился большей части атмосферы и гидросферы, а геологическая активность в основном остановилась.

Учёные из университета штата Аризона в городе Темпе Филип Кристенсен и Эндрю Райан занимались исследованием строения долины Атабаска, в частности большой впадины на экваторе Красной Планеты, которая по некоторым предположениям образовалась из-за так называемого «водяного потопа» приблизительно двести миллионов лет назад.

Райан объясняет, что долина Атабаска является любопытной комбинацией аллювиальных и скорее всего вулканических форм рельефа. Там есть массивные плиты, или так называемые «тарелки», которые напоминают арктические льдины. Прежде всего, Райан пытался смоделировать температурные колебания на этих «тарелках».

Учёные провели анализ фотографий самой долины, а также плато и впадины Цербера, которые к ней прилегают. Снимки были получены благодаря камере HiRISE и других приспособлений автоматических станций Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter. Измеряя температуры, Кристенсен и Райан обнаружили необыкновенный рельеф в форме спирали, который раньше встречался учёным лишь на Земле.

Райан рассказал, что однажды вечером он занимался повторным изучением фотографий с HiRISE и при этом он обнаружил странные спиралевидные рисунки на юге впадины Цербера. На самом деле Райан практически упустил из виду этот снимок, так как считал его бесполезным для исследований, ведь данная область находилась на слишком большом расстоянии от интересовавшего учёных севера долины.

Астрогеолог сообщает, что очертания «улитки» можно разглядеть лишь при максимальном приближении, в противном случае на масштабных снимках они сливаются с окружающим ландшафтом. Учёным удалось разглядеть их после того, как они усилили контрастность фотографий с HiRISE. В целом исследователями обнаружено примерно две сотни похожих узоров в долине Атабаска, а также на прилегающих к ней плато и впадине Цербера.

Необыкновенные спиралевидные структуры имеют свои аналоги в тектонически активных регионах Земли. Подобные «раковины» встречаются в районе Гавайских островов. Там они создаются путём взаимодействия потоков магмы разных видов. В заключение Райан сказал, что наибольшая величина лавовых улиток на Красной Планете составляет 30 метров, на нашей планете таких крупных структур не существует. Предположительно лавовые спирали могут быть и в других вулканических провинциях Марса, а также аллювиальных долинах, образовавшихся в результате геологической активности. Учёный предполагает, что гораздо большее количество подобных структур может быть найдено на плато Элизий.