Аналитический склад ума вызывает у людей больше сомнений в вере

Аналитический склад ума вызывает у людей больше сомнений в вереВ статье, которая напечатана в журнале Science, социологи из Канады утверждают, что аналитическое мышление заставляет людей меньше верить в сверхъестественные силы и явления, в отличие от тех, кто полагается на интуицию при решении задач. Помимо этого, человек с интуитивным складом ума начинает подвергать веру большим сомнениям, если он использует аналитические методы, когда перед предстаёт сложная когнитивная задача.

Учёный из университета Британской Колумбии в Ванкувере и глава исследовательской группы Уилл Жерве поясняет, что целью исследований было решение очень насущного вопроса – почему отдельные люди верят или не верят в Бога в разной степени. Духовная сторона личности подвержена влиянию совокупности нескольких сложных факторов, и результат исследований показывает, что когнитивная система человека, которая напрямую связана с аналитическим умом, воздействует на желание личности верить в сверхъестественные силы.

Жерве вместе со своим коллегой по университету Британской Колумбии Ара Норензаяном занимались изучением склонности людей с аналитическим и в меньшей степени рациональным умом верить в сверхъестественные явления, а также изменения духовной стороны людей в различных мыслительных «ситуациях».

С этой целью исследователи провели два эксперимента, в которых принимали участие студенты их университета. В первом эксперименте учёные тестировали участников на аналитические способности и опрашивали их насчёт их отношения к религии. После этого было произведено сопоставление рациональности и духовности студентов. Во втором случае, волонтёрам предлагались различные когнитивные задачи. Исследователи переключали их мозг в «режим» анализа и показывали им атрибуты мозговой активности. В конце проводился аналогичный опрос.

Первый опыт дал понять, что люди, обладающие аналитическим мышлением и улучшенными когнитивными способностями, обладают меньшей склонностью к вере в сверхъестественные явления, в отличие от тех участников, которые использовали интуицию при решении задач.

В ходе второго эксперимента исследователи пробовали воздействовать на способности студентов к анализу с помощью различных способов. Они демонстрировали им картинку с изображением «Мыслителя» Огюста Родена, предлагали им решить несколько аналитических задач, а также набирали текст более мелки, «научным» шрифтом.

При этом во всех случаях религиозность участников, обладающих интуитивным складом ума, в некоторой степени снизилась и приблизилась к значениям, которые характерны для людей, с рождения обладающих аналитическими способностями. Результаты позволяют сделать вывод, что аналитический склад ума оказывает прямое воздействие на склонность к религии, и, что подобные хорошо развитые способности заставляют людей меньше верить в сверхъестественные силы и явления.

В заключение Норензаян отметил, что данное исследование подтверждает предыдущие опыты в этой сфере, которые указывали на зависимость религии от интуитивного склада ума. Результаты исследования канадских учёных говорят о том, что активизация аналитических способностей может подорвать веру в сверхъестественное, по крайней мере на определённый период времени.